Смысл саморегулирования по большей части заключается в том, что все участники рынка самостоятельно организуют его работу через ряд своих добровольных объединений. Проще говоря сильно снижается роль, которую выполняет государственный аппарат, а так же существенно уменьшаются затраты времени на всякие бюрократические процедуры, а так же качественно возрастает уровень цивилизованности самого рынка.
Даже не смотря на то, что в России процесс саморегулирования в отрасли строительства находится еще пока на начальном этапе своего развития, говоря о его перспективах, можно опираться на опыт зарубежных государств. Анализируя роль и других странах мира вполне можно говорить об их высокой эффективности.
Организации такого рода, к примеру СРО проектировщиков, достаточно долгие годы уже успешно решают целый ряд практических вопросов управления, эффективно меняя практический опыт государственного регулирования через выдачу соответствующих лицензий и других необходимых документов.
Согласно Федеральному закону № 315 от 1 декабря 2007 года, СРО в различных областях, а так же и в строительстве, представляют собой «самостоятельные и инициативные действия субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, результатом которых является разработка и внедрение норм и правил данной деятельности, после утверждения которых, выполняется постоянный контроль их выполнения».